
Глобальная экономическая шахматная доска и Украина
Многое в развитии данной ситуации зависит от эпидемиологической ситуации, эффективности сдерживающих мер, а также от разработки терапевтических средств и вакцин, но все это трудно предусмотреть. Кроме того, сейчас многие страны сталкиваются с многочисленными кризисами - кризисом здоровья, финансовым кризисом и крахом цен на товары.
Политики оказывают беспрецедентную поддержку домохозяйствам, фирмам и финансовым рынкам, и, хотя это имеет решающее значение для быстрого выздоровления (Трамп выделяет 2,2 трлн долларов, страны ЕС - триллионы евро), существует большая неопределенность в том плане, как будет выглядеть экономический ландшафт, когда мы выйдем из этого карантина. Давайте разбираться.
В странах еврозоны в марте 2020 года индекс деловой активности упал до 29,7 пункта с 51,6 пункта месяцем ранее, об этом свидетельствует статистика исследовательской компании Markit Economics. Показательно, что это самый низкий показатель за всю историю исследований организации начиная с 1997 года.
Investing
В Соединенных Штатах этот показатель на начало апреля составил 48,5 пункта, что соответствует самому низшему уровню этого показателя за последнее десятилетие. Низкий уровень деловой активности характеризуется кризисной ситуацией, которая возникает в результате стечения обстоятельств, которые формируют устойчивую негативную тенденцию оценочных показателей.
Аналитики Международного валютного фонда предполагают, что пандемия и сдерживающий пик в следующем квартале для большинства стран мира отступит и во второй половине этого года в мировой экономической перспективе глобальный прирост в 2020 году упадет до 3 процентов.
МВФ
Уменьшение прогноза на 6,3 пункта по сравнению с январем 2020 года означает серьезный пересмотр в течение очень короткого периода, это делает ситуацию, что складывается, наихудшим спадом со времен Великой депрессии и намного масштабнее глобального финансового кризиса 2008 года.
МВФ
Совокупные убытки мирового ВВП в течение 2020 и 2021 годов от пандемии и сложившегося кризиса могут составить около 9 трлн долларов. Однако в то же время, если пандемия пойдет на спад во второй половине 2020 года и при правильно предпринятых мерах для эффективного предотвращения кризисных явлений, можно спрогнозировать рост в 2021 году до 5,8 процента.
Однако это базовый сценарий, но, учитывая чрезвычайную неопределенность относительно продолжительности и интенсивности кризиса в сфере здравоохранения, также есть альтернативные исследования с более неблагоприятными сценариями.
Пандемия может не снизиться во второй половине этого года, что приведет к более длительным карантинным ограничениям, ухудшению финансовых условий и дальнейшим срывам глобальных цепей поставок.
В таком случае глобальный ВВП упадет еще больше: дополнительные 3 процента в 2020 году, если пандемия будет затяжной в этом году, тогда как, если пандемия продолжится в 2021 году, она может упасть в следующем году на дополнительные 8 процентов по сравнению с базовым сценарием, описанным выше. Кроме вируса, свою долю в "метастазы", которые происходят с мировой экономикой, внесли также и "нефтяные войны"
Bloomberg
Из-за того, что крупнейшие экспортеры нефти не смогли в Вене договориться между собой относительно мер по сокращению добычи сырой нефти на 1,5 млн баррелей в сутки, а заняв принципиальные позиции начали его наращивать, цена нефти WTI с поставкой в мае на Нью-йоркской бирже впервые в истории стала отрицательной, сообщает Bloomberg. Хранить нефть негде: желающих взять сырье за бесплатно нет. Впоследствии стало известно, что баррель WTI опустился до минус 39,55 доллара за баррель.
Mind
Главными задачами, которые ставили перед собой страны, были такие:
Россия — хотела захватить рыночную долю американских добытчиков сланцевой нефти;
США — расширить свои продажи в Европе и Латинской Америке;
Саудовская Аравия — избавиться от российских нефтяников на большом индийском рынке и получить больше контроля на Ближнем Востоке.
Однако резкое снижение цены, в свою очередь, обвалило индексы ведущих российских корпораций и рубля. Мировая экономика сокращается и не способна потребить такое количество нефти, а страны-экспортеры несут огромные убытки от ее передобычи. Наконец 12 апреля под давлением США страны ОПЕК+ договорились о сокращении добычи на 10%, тем самым стабилизировав ситуацию в этой отрасли, сейчас говорится о сокращении добычи на треть.
Рынки развивающихся стран больше всего пострадают от сокращения мировой экономики.
Поэтому Всемирный банк и Международный валютный фонд (МВФ) в рамках соответствующих мандатов усилили сотрудничество в партнерстве со Всемирной организацией здравоохранения, другими агентствами ООН, международными финансовыми учреждениями и двусторонними партнерами.
На помощь странам мира доноры аккумулировали фантастическую сумму в 1 триллион долларов, среди претендентов на эти средства - и Украина. Однако вместо того, чтобы брать их в долг и ими же в этом году рассчитаться по процентам по заимствованиям, можно было бы провести более эффективные переговоры и требовать/договариваться об отсрочке выплат на период пандемии. Тем не менее время потеряно, и надо исходить из реалий, которые есть в настоящее время, возможно, позже к этому вопросу еще вернутся.
Экономика Украины сейчас находится в "летаргическом сне". МВФ прогнозирует спад ВВП на уровне 7,7% и рост в следующем году на 3,6%, тогда как Минэкономики прогнозирует показатели на уровне, соответственно, 4,2% и 2,4%.
Эта печальная статистика указывает нам на единственный возможный вариант развития событий.
Несмотря на призывы международных организаций об открытии рынков после пандемии, большинство стран "закрылись в себе" и ориентируются на внутреннего производителя и внутренний рынок.
Украина должна идти путем внедрения политики экономического протекционизма.
Мы имеем очень большой внутренний рынок, имеем уникальную возможность замещения зарубежных дефицитных товаров отечественными, поддержку украинского экспорта для получения валютной выручки и улучшения внешнего торгового баланса.
Государственная поддержка внутреннего производителя – это рабочие места, которые так необходимы сейчас народу Украины, ведь, по неофициальным данным, сейчас безработных более 2,5 млн человек. Это работники, на которых надеются их семьи, а они сами ждут от государства рациональных, правильных шагов на встречу своим гражданам.
Поэтому мы должны сейчас как никогда поддержать национального товаропроизводителя, ведь кризис - это в то же время и возможности, и кто более сильным выйдет из него, тот в будущем и завоюет новые рынки, что в свою очередь станет залогом экономического процветания и развития сильной и процветающей Украины.
Мировая экономика в силу своей глобализации столкнулась с вызовом, который перед ней еще не стоял. По самому оптимистичному сценарию, во втором квартале 2020 года можно ожидать спад пандемии и постепенное восстановление деловой активности во втором полугодии этого года.
Но развитие эпидемиологической ситуации очень непредсказуемо, ведь до сих пор нет вакцины от данного штампа вируса, поэтому карантинные ограничения остаются самым действенным способом его сдерживания.
В этих условиях нашей стране надо вести себя прагматично и всеобъемлюще внедрять политику экономического протекционизма, создавая сильного национального товаропроизводителя, который создает рабочие места для своих граждан, тем самым повышая покупательную способность на внутреннем рынке, где продаются украинские товары.
Это станет залогом поддержания экономической динамики на достаточном уровне для более безболезненного преодоления мирового кризиса и готовности к завоеванию внешних рынков в посткризисном мире.
- Войдите чтобы оставить комментарии
Версия для печати