
Квартиры и предприятия будут греть обещаниями
С одной стороны, реструктуризация долга, пусть даже в довольно извращенной форме, даст стране возможность пережить отопительный сезон без срывов и отключений. А с другой — это такой же метод обмана, как и векселя на возмещение НДС. То есть, до апреля-то мы протянем, но настоящую проблему коммунального хозяйства это не решит, а только усугубит.
Итак, суть вопроса: предприятия ТКЭ получают импортированный газ и производят тепло. При этом газа они получают объективно больше, чем это необходимо для обогрева страны при нормальной цивилизованной инфраструктуре. Но денег на модернизацию этой самой инфраструктуры нет. И адекватной целевой программы, направленной на уменьшение затрат на производство, тоже нет. Зато есть обязательство покупать много газа.
Готовый продукт, то бишь, тепло, подается гражданам и предприятиям по разным тарифам. Разницу ТКЭ должны получать из местных бюджетов. Которым, в свою очередь, эти затраты должны возмещаться из бюджета общегосударственного. Но возмещаются они через пень-колоду, ибо денег нет и не предвидится.
Поэтому в итоге платить за неоправданно огромные объемы импортного газа ТКЭ нечем. С начала года их долг вырос из 3,9 млрд гривен до 10,6 млрд. А задолженность государственного бюджета перед местными из 4,4 млрд взлетела до 8,2. За газ платить нужно срочно, но повышение тарифов для населения в политическом смысле совсем не ко времени. Поэтому Кабмин пошел протоптанной дорожкой. Задолженность бюджета будет гаситься векселями. Срок до 5 лет, доходность 5%.
Поскольку средства нужны сейчас, а не через 5 лет, векселя необходимо будет пустить в оборот. Как объясняет юрист Олег Дубыхвист, цена векселя зависит не только и не столько от номинала, сколько от риска и отдаленности даты погашения. То есть, за свой вексель предприятие ТКЭ сможет получить в лучшем случае 50% его стоимости. Да, половина долга лучше, чем ничего. Но это значит, что работать коммунальщики будут вдвое хуже (хотя, казалось бы, куда уж). Потому что нужно не только платить за газ, но и обслуживать инфраструктуру, трубы "латать". А чем это делать, векселями?
Нельзя сказать, что вексель — это способ относительно честного отъема денег. В том виде, в котором Верховная Рада его внедрила, это откровенное воровство. Об этом много говорилось весной, когда внедрялись векселя для возвещения НДС. По словам народного депутата Оксаны Продан, это принесло выгоду только государству, переложившему на плечи бизнеса свои долги.
Жестко раскритиковали вексельную инициативу Украины во Всемирном банке. Мол, деловая активность предприятий и так снижается, а "долговые расписки" вместо живых денег только сдерживают реальный сектор. Это ведет к сокращению поступлений в бюджет, дефицит растет, мы покрываем его новыми векселями и облигациями внутреннего займа. Все, круг замкнулся.
В 2010-м при схожей ситуации с зашкаливающими долгами по возмещению НДС были введены НДС-облигации. Это решение подвергалось самой разнообразной критике, и конструктивной, и базарной. Но по факту принесло пользу и оживило экономику. На облигациях подзаработали банки, в течение последних лет трех жившие на подсосе. Предприятия, согласившиеся на такое погашение задолженности, хоть и не получили всей суммы (облигации покупались с дисконтом в среднем 20%), все равно смогли двигаться дальше. Банки рассчитывали на рефинансирование под залог облигаций. В общем, система сработала. Можно сколько угодно говорить о том, что такие антикризисные меры не понадобились бы, выплачивай государство свои долги вовремя без коррупционных схем. Но они понадобились и сделали свое дело.
То, что предлагают сделать теперь, судя по всему, не способно ничего оживить. Рассчитываться с долгами бюджета векселями значит всего лишь на некоторое время отодвигать крах и позор.
Елена Розвадовская
- Войдите чтобы оставить комментарии
Версия для печати