
Переговоры в Минске: так кто выиграл и кто проиграл
Президент России Владимир Путин, хоть и пребывал в боевом расположении духа, но нервничал и даже сломал ручку. Его визави президент Украины Петр Порошенко выглядел не таким скованным, но не менее сосредоточенным.
Напряжение действительно было пиковое. Переговоры длились более 16 часов, превратившись в изнурительный марафон. К конце концов, стороны пришли к ожидаемому - подписанию "Комплекса мер по выполнению Минских соглашений". [1]
Неудивительно, что после такой ночи оба президента с облегчением заговорили о главном.
"Главное, что в ночь с субботы на воскресенье в 00:00 должно быть установлено безусловное прекращение огня. В условиях, когда разворачивается конфликт в зоне АТО, для нас это очень важно", - подбил итог Порошенко.
"Это не самая лучшая ночь в моей жизни. Но утро доброе, потому что, несмотря на все сложности переговорного процесса, нам удалось договориться о главном", - многозначительно сказал Путин.
Песня о главном
Подписанный участниками контактной группы договор довольно таки многогранен. Неудивительно, что каждая из сторон нашла в нем то самое "главное", о котором не зазорно говорить на камеры, как о великом достижении.
Для Путина одной из целей переговоров была легитимация "ДНР" и "ЛНР", а также создание предпосылок для федерализации Украины с последующим ее дроблением.
И, следует признать, в этом президент РФ преуспел. В договоре есть место, вне сомнений, интересовавшее Путина больше остальных. В пункте 11 говорится о проведении в Украине конституционной реформы. Если точнее, принятии нового Основного Закона до конца 2015 года.
Ключевым моментом реформы, подчеркивается в договоре, будет децентрализация "с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов. Также предполагается "принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей".
Очевидно, речь идет о "террористических организациях ДНР и ЛНР". Пункт 11 почти по умолчанию предполагает их законность. А пункт 12, где речь идет о местных выборах на Донбассе, подкрепляет легитимацию непризнанных республик.
На пресс-конференции после переговоров Порошенко сказал, что на компромисс по федерализации Украины он не пошел. Это неправда, потому что де-факто договор именно ее и предполагает, пусть этот термин не звучит.
Дальше: в тексте сказано, что органы местного самоуправления (читай, ДНР и ЛНР) принимают участие в назначении глав органов прокуратуры и судов, а также создают "отряды народной милиции", то есть, на деле сохраняют свои армии. Также Киеву придется подписывать с местной властью соглашения об "экономическом, социальном и культурном развитии отдельных районов Донецкой и Луганской областей".
Как видим, сепаратисты получают изрядную долю самостоятельности от центра. По договору они формируют свои органы власти, судебную и правоохранительную систему и даже сохраняют свои армии. Впридачу они получают право на "трансграничное сотрудничество" с РФ.
Такой набор вольностей с головой перекрывает понятие федерации. Путин добился своего, заложив под Украину бомбу замедленного действия. Причем, Киев будет обязан выполнить этот пункт - под надзором Евросоюза не отвертишься.
Помимо шикарного подарка Путину вручили приятный бонус. Прошла информация [2], что лидеры ЕС не будут обсуждать усиление санкций против России как минимум до марта 2015 года.
У них на районе
На поверку примечания к договору не менее интересны, чем его "тело", потому что содержат важные детали.
Согласно тексту, "представители отдельных районов Донецкой и Луганской областей", то бишь Захарченко с Плотницким и боевиками, получают полную амнистию. В частности, сепаратистам обещано освобождение от наказания, преследования и дискриминации со стороны украинской власти.
Даже больше: захваченные территории получат языковое самоопределение, право проводить де-факто бесконтрольные местные выборы, и уже упоминавшееся право формировать силовые структуры.
При этом Киев обязан не разгонять сепаратистские органы власти, давать газ-воду, а также деньги на "социально-экономическое развитие отдельных районов Донецкой и Луганской областей". То есть, материковая Украина за свой счет отстроит мятежные территории и накормит население, которое сепаратисты считают балластом. Как-будто государство само во всем виновато...
Итого, Захарченко с Плотницким занимают почетное второе место Минского чемпионата, после Путина. Киев их прощает и даже дает карт-бланш на усиление республик-самозванок. Совсем неплохо для бывших электромеханика и мелкого взяточника.
Хвост от рыбы
Все было честно: Порошенко тоже получил, что хотел, и стал третьим призером. В Минске он признался, что в случае неподписания соглашений ситуация в стране окончательно дестабилизуется. Вероятно, эти опасения довлели над ним во время переговоров.
Список дипломатических трофеев президента впечатляет. Здесь - прекращение огня, отвод тяжелых вооружений, создание буферной зоны, обмен пленными и даже возвращение контроля над границей с РФ.
Все это дает Порошенко возможность укрепить имидж миротворца. Об этом он сейчас и намекает избирателям с телеэкранов. Любопытно при этом, что его 5 канал заостряет внимание на обстрелах мирных жителей, а не на ходе боевых действий - зачем говорить о плохом, давайте только о главном!
Возможно, у миротворчества Порошенко есть вполне "меркантильная" причина. Видя серьезное обострение боевых действий на Востоке, МВФ притормозил переговоры о выдаче Украине кредитов. Для Киева это было, мягко говоря, некстати. В виду пустой казны и ускорившегося падения гривны. Прекращение огня дает возможность получить деньги.
Неудивительно, что МВФ пообещал $17 млрд в один день с проведением переговоров в Минске. Кроме прочего, это якобы должно было подействовать на Путина - на фоне продолжающихся санкций против России.
Таким образом, Порошенко добился якобы уступок со стороны Кремля, среди которых прекращение огня и контроль над границей кажутся достаточно важными. К тому же, Украине дали кредитную линию от МВФ, и вместе с этим сигнал для остальных небезкорыстных "спонсоров".
В обмен на выигранное время Украине пришлось отдать Путину ряд стратегических позиций. Она сохранила в своем теле сепаратистскую опухоль, да еще и обязалась следить за ее ростом. Более того, позволила прилепить к своему днищу бомбу замедленного действия - конституционную реформу. А что делать? Столько погибших людей...
Причем, Украине придется выполнять взятые обязательства, а вот Кремль может от них отказаться - если посчитает необходимым. Как показывает "имплементация" сентябрьских соглашений, технически это просто - достаточно отдать приказ сепаратистам и снова начать поставки вооружения.
К слову, выполнение обязательств Киевом гарантируется возможностью возобновления войны Россией. На стороне Путина сила и это определяет "мирную" реальность после соглашений.
Впрочем, в Европе трезво оценивают происходящее, естественно, не раскрывая всего подтекста. Глава Евросоюза Дональд Туск высказался в том духе, что результаты переговоров "дают надежду, но их недостаточно". По мнению чиновника, важно по-настоящему сохранять перемирие.
Радикализм европейских политиков возрастает с запада на восток - в меру приближения их стран к границам России. Президент Литвы Даля Грибаускайте откровенно назвала решения в Минске "абсолютно слабыми". А депутат Европарламента от Польши Яцек Сариуш-Вольский заявил, что решения "нормандской четверки" узаконивают территориальную оккупацию со стороны России.
"На самом деле остается вопрос о настоящих намерениях Москвы: это всего лишь перерыв или настоящий мир? Все это выглядит прекращением огня, а не мирным решением конфликта", - считает поляк.
Дмитрий Люткевич